Медицинская школа цигун

Медицинская школа цигунМедицинская школа цигун представляла собой одно из направлений даосской школы, имеющее практическую направленность. Объектом ее изучения были человеческая жизнь и связь человека с природой.

Одним из наиболее ранних классических памятников медицинской литературы Китая является «Хуанди нэй цзин», написанный в период «золотого века». В этом источнике дается достаточно системное и законченное изложение теории цигун: «Люди в глубокой древности стремились познать Дао, следовали Инь и Ян, не искушали судьбу, были нетребовательны к еде и пище, жили скромно, трудились в меру сил Поэтому были здоровы душой и телом и доживали до естественной смерти, до ста лет и даже больше».

«Укрепляй дух, и всегда будешь здоров».

«Надо следовать небу и земле, ориентироваться на Инь и Ян, дышать чистым воздухом, отрешиться от всего и укрепить дух, тело должно стать монолитом…» «Распределение Инь и Ян в зависимости от времени года — основа всего сущего.

Поэтому совершенномудрые весной и летом взращивают Ян, а зимой и осенью — Инь, всегда следуя этому правилу, они вместе со всем сущим плывут к вратам долголетия».

«Мудрый человек должен лелеять свое здоровье, готовить себя к смене времен года, стремиться к гармонии и радости, жить в покое, не растрачивать Инь и Ян, регулировать жесткость и мягкость…

» Идеи, содержащиеся в трактате, взяты в основном у Лао Цзы и Чжуан Цзы. В «Нэй цзин» они получили дальнейшее развитие.

Тут подчеркивается, что необходимо следовать природе, преобразовывать природу, управлять природой. Обоснован метод сохранения здоровья, основанный на «настройке» организма на соответствующее время года и погодные условия.

Отмечается, что важно тренировать не только тело, но и «дух». Секрет долголетия — в единстве тела и «духа». В книге «Люйши чуньцю» особо затрагивается проблема, касающаяся механизма воздействия динамических упражнений.

В том месте, где речь идет о способах продления жизни, говорится: «Текущая вода не протухает, в дверной петле червь не заводится.

Причина — в движении. То же с телом и ци: тело не движется — не течет семя-цзин, семя-цзин не течет — застаивается ци». Смысл их высказываний заключается в следующем: если человек постоянно находится в движении, у него мала вероятность возникновения заболевания, движение является предпосылкой для продления жизни.

Если же игнорировать движение, то появляется вероятность застоя ци и возникновения болезней. Знаменитый врач Хуа То и его ученик У Пу писали: «Тело человека нуждается в труде, но трудиться надо умеренно.

Во время движения расходуется ци, прочищается кровеносная система, и болезни отступают.

Благодаря движению сохраняются даже дверные петли. Мастерами даоинь были древние отшельники.

Они передвигались, подобно медведю, оглядывались по-совиному, растягивали поясницу, разрабатывали суставы, пытаясь таким образом избежать старости…

». Известен, например, комплекс цигун, который называется «Игра пяти животных» (система упражнений, основанная на подражании движениям тигра, оленя, медведя, обезьяны, журавля).

У Пу, непрерывно занимаясь этим комплексом, сумел добиться того, что «и в возрасте девяноста с лишним лет был в здравом уме и имел все зубы». Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в связи с дальнейшим углублением знаний о природе и жизни человека цигун получил довольно широкое практическое распространение.

Хотя сохранилось не так уж много зафиксированных в документах упражнений и они не всегда конкретны, тем не менее они легли в основу ряда эффективных методик.

Таким образом была сформирована системная теория цигун, что явилось настоящим прорывом и заложило прочную базу для его дальнейшего развития. После проникновения в Китай буддизма широкое распространение получил трактат «Аньбань шоуи цзин» («Концентрации мысли в покое»), в котором говорится о четырех видах дыхания: «дыхание-ветер», «дыхание-ци», «нормальное дыхание», «придыхание».

Для «дыхания-ветра» характерен легкий шум, для «дыха-ния-ци» — беззвучность, для «нормального дыхания» — вдохи и выдохи, ритмичность, а для «придыхания» — поверхностность. Эта классификация часто использовалась впоследствии в качестве руководства для упражнений на тренировку дыхания.