Простота и скромность

Простота и скромностьДаосская школа изучала человеческую жизнь, исходя из естественнонаучного мировоззрения. Главной целью у даосов провозглашалось «сохранение природы человека в ее первозданном виде» («Чжуанцзы»), а суть заключалась в том, чтобы «стремиться к абсолютной пустоте и полному покою». Предлагался следующий путь достижения поставленных целей: «В сердце должна быть «пустота», живот должен быть «наполнен», иметь лишь слабое ощущение своего существования, трудиться над этим без устали» («Лаоцзы дао дэ цзин»).

Там же говорится: «Кто свободен от желаний, видит чудо, а кто подвержен страстям — только его результат». В «Чжуанцзы» записано: «Зная причину, можно на нее воздействовать.

В этом случае сохранишь здоровье, останешься верен своей природе, доживешь до естественной смерти». В «Чжуанцзы» цигун подразделяется на две ступени в зависимости от достигаемых результатов.

Первая ступень — оздоровительная, позволяющая сохранить здоровье.

Целью этой ступени является достижение долголетия.

Тех, кому удавалось постичь этот вид цигун, называли мастерами даоинь. Вторая ступень цигун — высшая ступень мастерства.

В «Чжуанцзы» она описана так: «Следуй простоте и скромности, прежде всего — дух, полное слияние с духом». Таким образом, достигается состояние, когда «дух растекается по сторонам, ему нет пределов, он достигает неба и охватывает землю».

Все вышеописанное представляет собой даосскую концепцию «пестования жизни».

Основным ее содержанием являются требования внутреннего покоя, мягкого, спонтанного и глубокого дыхания, концентрации «духа» внутри себя; сосредоточения внимания на центре даньтянь, расположенном в нижней части живота. Кроме того, во время выполнения упражнений необходимо «соединение мысли и ци», сочетание движения и покоя, выполнение статических и некоторых динамических упражнений.

При этом должен соблюдаться принцип «четырех слияний»: «тело сливается с сердцем, сердце сливается с ци, ци сливается с духом, дух сливается с пустотой». Представители конфуцианской школы цигун основывались на социально-научной базе.

Здесь особое внимание уделялось воспитанию нравственного поведения в повседневной жизни, в делах и в общении. Целью цигун они считали развитие функций человеческого организма, «сохранение сердца и взращивания природы человека через вскармливание великой ци». Основными методами считались «успокоение сердца» и «сохранение ночной ци». Суть конфуцианской системы цигун заключалась в следующем: «Если сердце не забывает, то не растет» («Мэнцзы», глава «Гунсунь Чоу»). В «Чжуанцзы» приводится такой диалог между Конфуцием (Чжунни) и его учеником Янь Хуэем, когда последний сказал: «Осмелюсь спросить, что такое воздержание сердца?

» Учитель ответил: «Это единая воля.

То, что не слышат уши, — слышит сердце, что не слышит сердце, — слышит ци. Если уши перестают слышать, сердце перестает реагировать. Ци — это пустота, но к ней надо относиться как к вещи.

Только дао концентрируется в пустоте, а пустота — это и есть воздержание сердца».

В этом же источнике дается и такой рецепт: «Остановив знание, можно обрести спокойствие; обретя спокойствие, можно погрузиться в состояние покоя; погрузившись в состояние покоя, можно достичь безмятежности; достигнув безмятежности, можно приступать к размышлениям». Все приведенные выше цитаты составляют квинтэссенцию цигун.

Ученик Конфуция Янь Хуэй предложил метод цигун «сидение в покое», который требует внутреннего и внешнего расслабления тела, погружения в состояние глубокого покоя, самозабвенного достижения «предела пустоты». Это явилось бесценным опытом, обогатившим впоследствии разнообразные направления цигун, базирующиеся на «взращивании природы человека» и «внутреннем созерцании».