Период правления династии Мин

Период правления династии МинПериод правления династии Мин (1368-1644 гг.) стал временем еще большего распространения цигун: было издано огромное количество соответствующей литературы, дальнейшее развитие получили теория цигун и практические методы, было написано беспрецедентное количество трудов по медицине, затрагивающих проблемы цигун. Каждый из них отличался оригинальностью.

Например, Чжан Цзинъюэ в своих трудах отмечал важную роль «ведения и привлечения ци», «регулирования дыхания» в процессе «пестования жизни».

Ли Шичжэнь, касаясь вопросов связи цигун с энергетическими каналами, подчеркивал большое значение «внутреннего созерцания». Гун Цзючжун разработал «продлевающий жизнь ключ из шести иероглифов», где впервые рекомендовано использовать «метод шести иероглифов» в увязке с временем года и соответствующими внутренними органами.

Кроме того, им было предложено большое количество простых, доступных и в то же время весьма эффективных методик. Среди трудов по цигун, появившихся в эпоху династии Мин, можно назвать и «Сючжэнь яоцзюэ» Ван Цая, «Лэйсю яоцзюэ» и «Яншэн даоиньфа» Ху Вэньхуана, «Фанху вайши» Лу Цяньсюя, «Ваныпоу сяныпу» Ло Хунсяна, «Цзиньдань яоцзюэ» У Чунсюя и массу других.

Например, работа «Цзуныпэн бацзянь», отличающаяся разнообразием и богатством собранных сведений, была в 1884 году переведена на английский язык и с интересом встречена на Западе.

В книге Юань Ляофаня «Цзинцзо яоцзюэ», выдержанной в духе воззрений чань-буддизма, дается довольно четкое комплексное объяснение «сидению в состоянии покоя».

Большую роль в развитии цигун сыграла книга Ли Тина «Исюэ жумэнь», в которой обосновывается необходимость сочетания динамических и статических упражнений, что предотвращает появление «отклонений» и способствует повышению эффективности занятий. Особо следует отметить труд, составленный Сюй Чуньну, — «Гуцзинь игун дачжуань», в котором обобщен и систематизирован положительный опыт различных школ, накопленный в области «пестования жизни», включая цигун.

Уже в эпоху династии Цин (1644-1911 гг.) Шэнь Цзиньао в книге «Цзабин юаньлю сичжу» описал применение метода «ведения и привлечения ци» для лечения более чем сорока шести различных заболеваний, справедливо полагая, что методы, способствующие продлению жизни, вполне применимы для лечения болезней. Ван Кэньтан в книге «Люкэ чжэнчжи чжуныпэн» на основе собственного практического опыта разработал методику лечения глаукомы с помощью цигун.

Ли Чжунцзы, живший в конце эпохи Мин, написал несколько книг по основам медицинских знаний, которые были весьма популярны и после его смерти, это: «Нэйцзин чжияо», «Ицзун биду» и др. В книге Гун Тимсяня «Шоуши баоюань» содержится оригинальный взгляд на важность дыхания и описываются различные способы овладения им. Автор рекомендует применять «метод шести иероглифов» в сочетании с методом «проглатывания слюны», а также больше набирать «чистой ци» и меньше удалять «грязной ци», что способствует сохранению ци внутренних органов.

Говоря о периоде династии Мин, следует упомянуть еще один капитальный труд — «Цюаньдао цзан», состоящий из 5486 разделов, значительная часть из которых посвящена проблематике цигун.

Именно благодаря этому сборнику многие древние первоисточники сохранились и дошли до нас. В начале эпохи Цин Янь Юань выступил против одностороннего увлечения «сидением в состоянии покоя» в практике цигун и настаивал на том, что в основе упражнений должны лежать движения. Его взгляды явились развитием идей, заложенных в «Исюэ жумэнь».

Пэн Динцю, посчитав, что книга «Цюаньдао цзан», о которой говорилось выше, не практична из-за большого объема, взял из нее самое важное, соединил с не издававшимися ранее трудами и выпустил книгу под названием «Даоцан цзинъяо», которая пользовалась большой популярностью. В период между Синьхайской революцией и созданием КНР в 1949 г. власть предержащие всячески подавляли цигун, началось проникновение в Китай западной культуры.

Все это нанесло значительный ущерб развитию цигун.

И все же в этот период получила распространение литература, содержащая простые и доступные методики, например: «Восемь кусков парчи», «Тренировка мысли и ци», «Двенадцать кусков парчи», «Метод совершенствования и пестования в покое» и другие. Активно занимались пропагандой цигун Чжан Сичунь, Дин Фубао и другие известные врачи того времени.

Однако этого было явно недостаточно для того, чтобы цигун стал вновь процветать.

Более того, он приходил в упадок и оказался на грани полного исчезновения.

После создания КНР развитию цигун стало уделяться большое внимание.

В 1955 г. в г. Тан-шань впервые в истории был создан специализированный центр цигунотерапии. Лю Гуйчжэнь, обобщив опыт предшественников и соединив его с собственным мастерством, изложил результаты своих исследований в книге «Практика цигунотерапии».

Он свел методы цигун, применявшиеся в таншаньском оздоровительном центре, в три группы: «внутреннего вскармливания», укрепляющие и профилактические. Лю Гуйчжэнь открыл курсы обучения цигун в Таншане и Бэйдайхэ, что способствовало быстрому распространению цигун по всей стране.

В июле 1957 г. в Шанхае также открылся лечебный центр цигун, а на основании накопленного в нем опыта был издан труд «О значении цигунотерапии». Вслед за этим многие медицинские учреждения в различных районах Китая стали открывать стационарные и амбулаторные отделения цигунотерапии, восстанавливать старые и создавать новые методики, шаг за шагом расширять сферу их применения.

В 1978 г. шанхайским Институтом китайской медицины, шанхайским НИИ китайской медицины и Институтом ядерных исследований АН КНР были проведены эксперименты по изучению «внешней ци», в которых была задействована современная научная аппаратура.

В результате экспериментов была доказана материальность ци, что позволило вывести исследования в области цигун на новый этап, поставить цигун в один ряд с другими науками, занимающимися изучением жизни.

12 сентября 1981 г. было официально создано Китайское научно-исследовательское общество цигун — первый организационно-руководящий орган в этой области.

Общество продолжило работу в области научных исследований и популяризации цигун. В последние годы у цигун появляется все больше и больше поклонников.

Можно сказать, что цигун переживает настоящий бум, и не исключено, что в недалеком будущем он станет тем самым ключом, который позволит открыть тайну жизни и тем самым осуществить подлинную революцию в современной науке.