Пилатес, безусловно, не является Йогой. Он имеет свои принципы, внешние признаки и основы философии. Как, например, Цигун не является Тай-чи. Но для меня лично проведение четкой границы между Пилатесом и Йогой по мере углубления в изучение становится все более сложным заданием.

Вступая в диалог, заведомо не ставлю перед собой целей убедить в своей правоте. Скорее просто рассуждаю. Мой личный опыт демонстрирует мне единство не только Пилатеса и Йоги, но и других телесных практик осознанного использования физического тела с целью приведения трех составляющих человеческого существа в гармоничное (сбалансированное) состояние.

Что касается Йоги и Пилатеса, то сначала была Йога. Пилатес — гораздо более молодое течение, именно это во многом определяет мою логику. В процессе изучения я пришла к следующим обобщенным, но все же выводам:

1) Пилатес и Йога — системы познания себя, представленные сегодня множеством школ и направлений, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны, методику и инструментарий;

2) внешняя форма (собственно движения или положения тела физического) — не цель, а только средства приведения тела в определенное состояние, то есть инструменты;

3) инструменты (движения) «работают» только при условии взаимодействия движения, дыхания и сознания. В противном случае эффект непредсказуем;

4) «достижение цели» не есть цель, а только процесс, к плодам которого не привязан рассудок практика;

5) не понимая того, как воздействуют инструменты, результат практики становится непредсказуемым, неконтролируемым;

5) ориентироваться на «личные ощущения» при выполнении форм недостаточно. Необходимо четкое знание анатомии живого тела и принципов взаимодействия его систем, которое не ограничивается знанием анатомии расчлененного (мертвого) тела;

6) «Популяризация», как одного, так и другого учения, увы, приводит к выхолащиванию сути;

7) Пилатес и Йога учитывают индивидуальные особенности практика…

Возвращаясь к схожести или внешнему различию форм (упражнений), используемых в Пилатесе и в Йоге, снова обращаюсь к Школам. Существует столько вариантов выполнения одного и того же движения, предположим Моста, что можно найти как идентичные, так и совершенно непохожие друг на друга комбинации. В данном случае, вне зависимости от того, какой способ выбран (Пилатес по методу N, или йога школы N) зрить имеет смысл в корень, а именно — вспомнить цель использования конкретного движения в каждом частном случае. Если четкого представления об этом нет, то и движение становится просто выполнением внешней формы без остальных составляющих, которые и делают простые (или не очень) движения Йогой или Пилатесом.

Изучение «человеческого существа» — одна из задач Йоги, одновременно являющейся и способом такого изучения.
Вне зависимости от того, насколько осознанным будет воздействие на физическое тело — механическое выполнение движений, прокачивание мышц с помощью железа, наблюдение за реакциями рассудка или целенаправленная работа над балансом — воздействие носит целостный характер. Мы формируем «привычки», стереотипы движения тела и рассудка.

Насколько осознанными, предсказуемыми будут результаты практики, зависит от ее «наполненности». Проще говоря, даже примитивное якобы прокачивание бицепса в тренажерке не может ограничиться исключительно приведением этого кусочка мяса к вожделенному рельефу. Наш рассудок получит шаблон реакций в виде сгибания руки с соответствующим усилием со штангой, и станет руководить той же тренированной рукой уже без штанги. Дальше по цепи на всех уровнях существа.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

Последние публикации