Чистки организма (конечно, в сочетании с регулярностью тренировок) дают гибкость, силу, и здоровье внутренних органов и желез.

Несколько практических советов «бывалого»:

1. В Йога-сутрах Патанджали указано, что Шаткармы нужно делать только тем, кто страдает «Амой». «Ама» расшифровывается как «токсины». Поэтому, к сожалению, в нашу эпоху эта проблема касается всех без исключения. Ведь даже если вы не потребляете в избытке пищу, содержащую нитраты (вегетарианскую) и гормоны (мясную), то все равно дышите загрязненным городским воздухом (Москва — на втором месте после Норильска в «хит-параде» самых вредных городов страны). При современном образе жизни и уровне продуктов питания (в т.ч. молока «из пакета» и «пластиковых» овощей-фруктов), Ама, т.к. токсины, это общая беда, а не проблема отдельных индивидуумов с вредными привычками; счастливые исключения редки. Это надо учесть, когда встает вопрос, делать или не делать Шаткармы.

2. Шаткармы надо выбирать «под себя». А потом еще и корректировать их практику (регулярность выполнения и прочее), смотря по состоянию организма. Например, бесполезно и даже рискованно часто «промывать» свое тело со всех сторон, если этого не требуется (например, часто делать клизму — очень вредно). Шаткармы — это йоговские «лекарства», а как мы знаем, лекарства применяют не все подряд, и не горстями, каждый день каледнаря, а четко по показаниям. Даже такие простые и натуральные лекарства, как горчичный компресс, вы не станете делать раз в неделю или, тем более, каждый день. Лекарства, как и Шаткармы, надо применять по показаниям, когда и сколько нужно. Иначе можно еще больше расшатать и так не идеальное здоровье.

3. В начале практики йоги стоит сделать все Шаткармы, которые вы сможете. А потом вам уже нужны не все Шаткармы «по списку», а может быть, только 1 или 2 пару раз в месяц. Но не каждый день. Если у вас уже все в порядке со здоровьем, не нужно делать Шатмармы ежедевно! Чтобы не стать героем поговорки «заставь дурака Богу молиться…» Ни один йоговский текст не советует делать Шаткармы постоянно. Кроме того, как и с любой другой практикой йоги — в идеале, первый раз надо получить наставления непосредственно от опытного человека, который и проверит правильность выполнения. Даже в такой, казалось бы, простой Шаткарме, как Джала-нети (промывание носа), особенно если пытаться делать ее каждый день (!), можно так напортачить, что понадобится квалифицированная врачебная помощь, или можно приобрести трудноизлечимые, хронические заболевания (гайморит, синусит и т.п.). В наши дни вполне можно найти семинар или мастер-класс по Шаткармам, посетить и освоить все, что нужно.

4. Некоторые Шаткармы «устарели» и нуждаются в адаптации к современным условиям:

Так, например, техника «Басти» —йогическая клизма. Считается, что адепт должен, за счет Уддияна-бандхи, втягивать анусом, в который вставлена бамбуковая трубочка (!), воду из близлежащего водоема… В наши дни этот совет, пожалуй, вызывает только смех. Ощутимо лучше заменить «средневековую» Басти на банальную клизму, или применение кружки Эсмарха. Это просто и полезно.

Воду для Шанкха-пракшаланы и Джала-Нети, естественно, лучше тоже брать далеко не из Москва-реки и тем более не из Ганги, а минеральную, или предварительно прокипятить и остудить до нужной температуры водопроводную. Соль для Шанкха-Пракшаланы лучше брать «гималайскую», розовую: она дает более мягкий эффект (голова не болит — проверено!). А для Джала-Нети (промывания носа) лучше подойдет обычная поваренная.

По опыту практики с разными вариантами, для Сутра-нети — очищения носа нитью — лучше взять не традиционную индийскую веревочку из хлопка, а медицинский резиновый катетер (около 3 мм диаметром). Не забудьте только предварительное закапать в каждую ноздрю пару капель миндального масла, и им же смазать «дальний» конец катетера. Катетер, конечно, не впитывает слизь, как хлопковая нить, но по соображениям гигиены и удобства он в приоритете. «Нить для сутра-нети» я бы рекомендовал ее уже продвинутым йогам, т.к. она заметно сильнее щекочет слизистую (нужно привыкнуть), а при неосторожном обращении может ее и слегка повредить.

Кунджал-крию — йогическую рвоту — можно проводить как с обычной водой («классика»), так и с теплой подсоленной — ни соль, ни вода все равно не успеет впитаться, зато рвотный рефлекс у себя вызывать заметно проще. Кунджал надо делать только при явной, сильной зашлакованности организма, потере аппетита или проблемах с перевариванием пищи, а также продвинутым йогам, которые хотят поднять Кундалини.

Кунджал НЕЛЬЗЯ делать при повышенном давлении, серьезных заболеваниях сердца, с осторожностью можно — глазным пациентам!!!

Чистку языка (Джихва Дхаути) лучше проводить не деревянным (не гигиеничен и не долговечен) и не железным скребком (легко может поранить), а пластиковым. Современные скребки для языка продаются в крупных аптеках.

5. Важность выполнения Тратака — медитации для здоровья глаз, которая обычно выполняется на пламени свечи — в наши дни только возросла. Т.к. нас окружает буквально море визуальной информации, которая неплохо «интегрируется», гармонизируется этой техникой. Вместо кровавого кинофильма или выпуска новостей про войну, на ночь лучше поглядеть на свечу — сны будут легче и счастливей, качество ночного отдыха заметно повысится, и на завтра вы проснетесь, чувствуя прилив сил! В том числе, для практики йоги до завтрака!

И последнее — техника «Сурья-намаскар» не входит в круг практик классической йоги. Несмотря на окружающие ее легенды, по всей видимости Сурья-намаскар «изобрели» во второй половине XX века, в том числе руку к нему приложили Т. Кришнамачарья и Свами Шивананда Сарасвати из Ришикеша. И это ей не в минус: техника эта очень хорошая, действенная, а главное — она очищает организм на грубом уровне не хуже иной Шаткармы! Поэтому её стоит включить, как седьмой пункт, в круг полезных очистительных практик «шести действий» — тем более, что она замечательно интегрируется в любой распорядок дня и может выполняться в любое время.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

Последние публикации