Из истории цигун

Из истории цигунСейчас уже невозможно точно определить, когда возник цигун. Анализ имеющихся в настоящее время источников свидетельствует о том, что зачатки его появились еще в глубокой древности. Некоторые специалисты считают, что цигун является порождением даосизма или буддизма, но соответствует ли это историческим фактам?

С уверенностью можно сказать лишь то, что он формировался постепенно, на протяжении длительного времени, в ходе повседневного противоборства людей с болезнями, старостью и смертью, а его создателем является не какая-нибудь отдельная личность, а весь народ. Можно предположить, что уже в жизни первобытного человека, например после удачной охоты, естественные движения в моменты проявления бурной радости начали приобретать признаки танца — становились ритмичными и упорядоченными.

Люди стали замечать, что такое выражение эмоций поднимает настроение и снимает усталость.

Во время танца тело способно выделять определенное количество тепла, вместе с которым иногда частично или даже полностью исчезали недуги или боли. Впоследствии, после появления первобытных верований, танец превратился в составную часть религиозных обрядов.

Возможно, так появилась форма даоинь, так называемый «большой танец» (да у). Таким образом, можно сказать, что история динамических упражнений насчитывает несколько десятков тысяч лет. Однако статические упражнения появились еще раньше.

Жизнь человека в то время была сопряжена с многочисленными трудностями, ему приходилось трудиться с высочайшим напряжением сил. Но после отдыха физические и душевные силы восстанавливались, человек ощущал себя посвежевшим, проходили головная боль и ломота в теле.

Таким образом, человек начал познавать пользу покоя, и это были первые представления о статических упражнениях.

В итоге человек постепенно осознал, что с помощью определенных движений и положений тела можно добиться нужных физических результатов. Однако некоторые ученые считают, что для подобных утверждений, несмотря на их очевидную справедливость, требуются документальные или материальные подтверждения, а самым древним памятникам китайской письменности всего три тысячи лет. Поэтому они делают вывод, что история цигун не может превышать трех тысяч лет. Другие же исследователи, и эту точку зрения разделяет большинство, оценивают возраст цигун в четыре-пять тысяч лет. В качестве доказательств приводят такие древние письменные памятники, как «Шан шу», «Люйши чуньцю», «Диван тунлу», «Лу ши», «Нэй цзин» и другие.

В этих источниках есть описания событий, случившихся в глубокой древности. Вот упоминание об одном из таких событий в «Люйши чуньцю»: «Давным-давно великие беды и несчастья постигли людей, каналы засорились и не пропускали воду, люди пали духом, тоска сковала их члены.

Поэтому они спасались от напастей с помощью движений (танца)».

В «Лу ши» также можно найти подобные свидетельства: «Во времена Инь Кана засорились каналы и обезводились реки, на людей обрушились беды и страдания.

У людей кровь останавливалась в венах, опухали ноги.

Чтобы размять свои члены, люди прибегали к движениям (танцу).

Так они научились использовать движения с пользой для себя и назвали их «большой танец»». Есть и другие исторические источники, содержащие подобную информацию.

На цветной керамике, найденной при раскопках захоронений эпохи неолита в деревне Шансуньцзя уезда Датун провинции Цинхай, имеются рисунки с изображением танцующих людей. Всего нарисовано три группы по пять человек.

Головы у танцующих повернуты в одну сторону и слегка наклонены.

Люди запечатлены в четких, но в то же время динамичных и довольно пластичных позах. У специалистов есть различные мнения по поводу того, что же запечатлено на рисунках.

Одни считают, что это обычный танец периода расцвета матриархата.

Другие полагают, что изображена сцена обряда первобытных шаманов. Но есть и такое мнение: на картинах воспроизведен один из первобытных методов даоинь.

Кроме уже упоминавшихся источников есть и другие, например «Чжуанцзы» и «Ши цзи», которые позволяют обнаружить истоки цигун в еще более ранний период — более пяти тысяч лет назад.

В «Чжуанцзы» описывается, как легендарного императора Хуанди обучал секретам долголетия один из даосских бессмертных Гуан Чэнцзы: «Забудь про слух и зрение, успокой свой дух, держись прямо. Главное — покой и ясность, не утруждай тело и не растрачивай силы.

Тогда обретешь долголетие. Глаза ничего не должны видеть, а уши слышать, сдерживай свои знания, дух удерживай в теле.

Тогда обретешь долголетие». В «Ши цзи» есть упоминания о том, что известный во времена Хуанди врач Юй Фу использовал в своей практике методы цяоинь и аньу, а это не что иное, как даоинь и массаж.

Постепенно, вслед за развитием производительных сил общества, начали происходить изменения в экономике и культуре, вызвавшие, в свою очередь, подъем философской и научной мысли. Период с 770-го по 221 год до н. э. по праву считается «золотым веком» китайской культуры.

В философии одно за другим появились учения об Инь и Ян, пяти первоэлементах, ци, первые диалектические идеи, а также даосское учение о «естественном недеянии» (у-вэй). На этом фоне и цигун обрел некоторую системность и выделился в самостоятельное теоретическое построение. Было сформулировано представление о семени-цзин, ци и «духе» как о «трех сокровищах человеческого тела».

Например, в «Гуа-ньцзы» говорится: «Ци — это то, чем наполнено тело человека»; «Семя-цзин питает ци». Там же указывается: «Сердце — все, что внутри; тело — все, что снаружи.

Человек способен погружаться в состояние полного покоя, кожа становится эластичной, глаза — зоркими, уши — чуткими кости — крепкими»; «Когда сердце в покое — ци упорядочена». А в «Мэнцзы» сообщается: «Воля человека управляет ци, ци наполняет тело, воля ведет ци, ци ведет волю».

В «Сюньцзы» мы читаем: «Тело подобно государю, дух управляет телом.

Как сердце постигает дао? Только через «пустоту» и покой».

Все это называлось «искусством вскармливания сердца и управления ци». Таким образом, в тот период цигун уже превратился в самостоятельную науку.

Различные направления и многочисленные философские школы создавали свои системы, соперничая между собой, изучали сущность человеческой жизни, выдвигая свои методы сохранения здоровья.

Наступил период настоящего расцвета знаний о цигун.

Именно тогда и сложились основные школы цигун: даосская, буддийская, конфуцианская, медицинская и боевая. Причем даосская, конфуцианская и медицинская школы имели ярко выраженную специфику.