Утпанна Экадаши

Утпанна Экадаши, также известный под другим названием «Уттпатти Экадаши», приходится на одиннадцатый день Кришна — Пакши (убывающая фаза луны) месяца Маргаширша индуистского календаря. По григорианскому календарю этот день обычно выпадает на ноябрь — декабрь. Последователи индуизма, которые только начинают соблюдать пост на экадаши, должны начинать именно с Утпанна Экадаши. Бытует мнение, что соблюдающие этот экадаши избавляются от всех своих грехов как в этой, так и в прошлой жизни.

Утпанна Экадаши знаменует победу бога Вишну над демоном по имени Мурасура. Более того, согласно индуистским легендам рождение богини Экадаши Маты приходится именно на Утпанна Экадаши. В северных штатах Индии этот экадаши отмечают в период месяца Маргаширша, а в штатах Андхра Прадеш, Гуджарат, Карнатака и Махараштра, Утпанна Экадаши выпадает на месяц Картика. По календарю Малайам месяц называется Вришчика Масам или Тхулам, а по Тамильскому календарю он выпадает на месяц Картхигай Масам или Айпаси. Основными божествами поклонения во время Утпанна Экадаши являются бог Вишну и богиня Экадаши Мата.

Описание ритуалов во время Утпанна Экадаши
Пост на Утпанна Экадаши начинается с рассвета одиннадцатого дня (на санскрите — «экадаши») и до восхода дня двенадцатого (на санскрите — «двадаши»). Отдельные люди могут начинать свою аскезу с десятого дня, употребляя только саттвичную пищу перед закатом солнца. Во время Утпанна Экадаши употребление в пищу риса, всех форм бобовых и зерновых запрещено.
Соблюдающие пост просыпаются до рассвета в день Утпанна Экадаши. В этот день почитают бога Кришну во время Брахма-мухурта (или время Бога — начинается примерно за полтора часа до рассвета и длится 48 минут). По завершении всех утренних ритуалов, верующие посвящают свои молитвы богине Мата Экадаши и богу Вишну. Специальные подношения совершаются для того, чтобы доставить удовольствие Богу. Пение ведической мантры и религиозных песен считается благоприятным в этот день.
В день Утпанна Экадаши человек должен преподносить пожертвования брахманам, беднякам и нуждающимся. Пожертвования могут быть в виде еды, денег, одежды и других жизненно необходимых вещей, имеющихся у дарителя.
Значимость Утпанна Экадаши
О величии Утпанна Экадаши написано в различных индуистских священных текстах, например, в Бхавеш Йотара Пуранах (четвёртая часть Бхавишья-Пураны) в виде разговора между Шри Кришной и царём Юдхиштхирой.

Утпанна Экадаши также значим, как и осуществление пожертвований в такие благоприятные дни, как Шанкранти или священное омовение у индуистских паломников. Предполагается, что человек, соблюдающий Утпанна Экадаши, освобождается от всех своих грехов и окончательно достигает мокши, или освобождения из кругов перерождений и смертей. После смерти он попадает в небесную обитель Господа Вишну, Вайкунтх. Также считается, что заслуги от соблюдения предписаний Утпанна Экадаши более значимы, чем от подношения в дар тысячи коров. Соблюдение поста на Утпанна Экадаши сопоставимо с соблюдением поста в честь трёх главных божеств индуизма: Брахмы, Вишну и Махеши. Именно поэтому индуисты соблюдают аскезу во время Утпанна Экадаши с особым рвением и самоотверженностью.

Отрывок из Пуран

Сута Госвами сказал: «О, учёные брахманы, давным-давно Господь Шри Кришна, величайшая божественная личность, объяснил величайшую славу Шри Экадаши, а также правила и инструкции для соблюдающих пост в этот священный день. О, величайшие из брахманов, кто бы ни услышал о первоисточнике и славе этих священных постов в дни Экадашей, прямиком попадёт в обитель Господа Вишну после наслаждения счастьем жизни в этом материальном мире.

Арджуна, сын Притхи, спросил Владыку: «О, Джанардана, какова благая польза от соблюдения поста, употребления пищи только вечером или в середине дня на Экадаши, и каковы правила для соблюдающих различные дни Экадашей? Будь любезен, расскажи мне об этом».

На что величайший Господь Кришна ответил: «О, Арджуна, в начале зимы (в северном полушарии), во время Экадаши, выпадающего на тёмную фазу луны месяца Маргаширша (ноябрь — декабрь), послушник должен начать свою практику соблюдения поста на Экадаши. В день дасами, за один день до экадаши, он должен хорошо почистить свои зубы. Затем, во время восьмой доли дасами, когда Солнце вот-вот зайдет за горизонт, ему необходимо поужинать. А на следующее утро последователь должен согласно правилам дать клятву выдержать пост. В середине дня ему нужно должным образом осуществить омовение в реке, озере или небольшом пруду.

Наиболее очищающим в этом случае будет омовение в реке, менее — в озере, и наименее очищающим считается омовение в небольшом пруду. В случае, если ни реки, ни озера, ни пруда нет поблизости, можно воспользоваться водой из колодца. Верующий должен также произносить следующую молитву, содержащую имена Матери Земли: «О, Асвакранте! О, Ратхакранте! О, Вишнукранте! О, Мрттике! О, Мать Земля! Прошу, избавь меня от всех грехов, которые я накопил за множество моих предыдущих жизней, с тем чтобы я смог войти в священную обитель Господа».

И в момент повторения этой мантры, верующий должен обмазывать своё тело грязью. А в течение дня, когда соблюдается пост, верующий не должен разговаривать с теми, кто не справился со своими священными обязанностями и превратился в поедателей собак, стал вором или лицемером. Также необходимо избегать разговоров с обманщиками; с теми, кто сквернословит в отношении полубогов, ведических текстов или брахманов; равно как и с любыми другими безнравственными личностями, например, вступавшими в половую связь с падшими женщинами, с ворами и расхитителями храмов. И, если верующий заговорит с таким человеком, или даже просто направит свой взгляд в сторону такого человека во время Экадаши, ему необходимо будет очистить себя путём обращения своего взгляда непосредственно на солнце.

Затем верующий должен с уважением поклоняться Господу Говинде, преподнося ему лучшую еду, цветы и так далее. А у себя дома необходимо поднести Владыке лампаду с чистым и преданным сознанием. Также необходимо избегать сна в течение дня и полностью воздерживаться от секса. Соблюдая воздержание от любой еды и воды, необходимо с радостью в сердце воспевать славу Господа и для его удовольствия играть на музыкальных инструментах в течение всей ночи. После ночи без сна, последователь должен осуществить пожертвование для мудрых брахманов и предложить им свой смиренный поклон, умоляя их простить ему все его проступки.

Те же, кто со всей серьёзностью относится к религиозному служению, должен отнестись к Экадашам во время тёмной фазы луны так же хорошо, как и к тем, что выпадают на светлую фазу луны. О, владыка, никто никогда не должен делать отличий между двумя этими видами Экадашей. Прошу, выслушай меня, поскольку я начинаю описывать те результаты, которые получит соблюдающий эти инструкции во время Экадаши. Ни тот, кто осуществил омовение в священном месте паломничества, известном под названием Санходхара, где Господь убил демона Санкхасуру, ни тот, кто своими глазами видел Господа Гададхару не получит и одной шестнадцатой от благих заслуг тех, кто соблюдает пост во время Экадаши.

Говорят, что осуществляя благотворительность в день полной луны, человек получает в сто тысяч раз больше, чем от подношений в обычный день. О богатый человек, тот, кто занимается благотворительностью в день санкранти (равноденствия) получает в четыреста тысяч большие результаты, чем от обычных подношений. Даже только от соблюдения поста в день Экадаши человек получает благие заслуги, равные тем, которые можно получить на Курукшетре во время солнечного или лунного затмения. Более того, верующая душа, соблюдающая строгий пост во время Экадаши, получает в сто раз большие заслуги, чем тот, кто выполняет Асвамедха — Яджну (принесение в жертву коня).

Тот, кто лишь однажды выполнит предписания во время Экадаши, получит в десять раз больше благих заслуг, чем человек, который пожертвует тысячу коров брахману, знающему Веды. Человек, накормивший лишь одного брахмачари, получит в десять раз больше заслуг, чем тот, кто накормит десять хороших брахманов в своём доме. Но в тысячу раз большей заслугой, чем накормить брахмачари, будет жертвование земли нуждающемуся почтенному брахману. И в тысячу раз больше благих заслуг получит тот, кто отдаст девственную девушку замуж за молодого, хорошо образованного и уважаемого мужчину.

Однако в десять раз более полезным будет правильное обучение детей на духовном пути, не ожидая ничего взамен. В десять раз лучше, чем это, однако, будет отдать зёрна пищи голодному. На самом деле, помощь тем, кто более всего в ней нуждается, является лучшим из того, что можно сделать. О, сын Кунти, все праотцы и полубоги на небесах очень радуются, когда кто-то делится едой с нуждающимися. Однако благие заслуги, получаемые от полного соблюдения поста в день Экадаши, никак не измерить.

О, Арджуна, лучший из всех Курушей, благие заслуги от соблюдения поста в этот день непостижимы даже полубогами, и половину от этих заслуг получает тот, кто принимает пищу в этот день лишь однажды — во время ужина. Таким образом, необходимым условием соблюдения поста в этот великий день является полный отказ от пищи, либо же приём пищи лишь один раз в день, с воздержанием от приёма в пищу зерновых и бобовых. Паломничество же в священные места, благотворительность или осуществление священных жертв на костре может быть предметом гордости лишь до прихода дня Экадаши.

Поэтому всякий, испытывающий страдания материального существования, должен соблюдать Экадаши. Во время Экадаши необходимо воздерживаться от питья воды из раковины, убийства живых существ, включая рыбу и свиней, или употребления в пищу зерновых и бобовых. Таким образом, я описал тебе, о, Арджуна, самый лучший из всех возможных вариантов поста, как ты и просил меня». Арджуна тогда спросил: «О, Владыка, согласно твоим словам, даже тысяча ведических жертв не будет равняться одному посту во время Экадаши? Как же так случилось, что Экадаши стал одним из самых благоприятных из всех дней?»

На что Господь Шри Кришна ответил: «Я расскажу тебе, почему Экадаши является самым благоприятным для очищения из всех дней. Однажды во время Сатья-юги жил ужасный демон по имени Мура. Он всегда был очень зол, он держал в страхе всех полубогов, победив даже владыку небес — Индру; Вивашвану, бога солнца; восьмерых Васов; Господа Брахму; Вайю, бога ветра; а также Агни, бога огня. И, благодаря своей ужасной мощи, он покорил их всех.

Тогда Индра направился к Шиве и спросил его: «Мы все были низвергнуты с наших миров и теперь вынуждены блуждать беспомощными на Земле. О, Владыка, где мы можем найти спасение от этой беды? Какова будет наша участь?» На что Шива ответил: «О, величайшие из божеств, направляйтесь туда, где живёт Вишну, наездник на Гаруде. Он является Джаганнатхой, властелином всех вселенных и их убежищем. И он привержен делу защиты всех преданных ему душ».

Господь Кришна продолжил: «О, Арджуна, богатейший из всех, после того, как Индра услышал эти слова Владыки Шивы, он со всеми остальными полубогами отправился туда, где отдыхал владыка Джаганнатха, властелин всей вселенной и защитник всех живых существ. Увидев его спящим у воды, полубоги соединили свои ладони и, во главе с Индрой, прочитали следующие молитвы: «О, Величайшая Божественная Личность, наше почтение тебе. О, Владыка Владык, о, тот, кого восхваляют все полубоги, о, враг всех демонов, о, Властелин с лотосоподобными глазами, о, Мадхусудана (победитель демона Мадху), прошу, защити нас. В страхе от деяний демона Мура, мы, полубоги, пришли к тебе искать у тебя убежища и защиты. О, Джаганнатха, создатель и творец всего вокруг. Ты — мать и отец всех вселенных. Ты — создатель, хранитель и разрушитель всего. Ты — величайший помощник для всех полубогов, и лишь ты один можешь принести мир в наши жизни. Ты один являешься землей, небесами и вселенским благодетелем.

Ты являешься Шивой, Брахмой, а также Вишну, хранителем трёх миров. Ты являешься богом солнца, луны и огня. Ты, как топлёное масло, подношение, священный огонь, мантры, ритуалы, священнослужители и тихое чтение джапы. Ты — сама жертва, её покровитель, и тот, кто получает от неё благие заслуги, величайшая Божественная личность. Ничто в пределах этих трёх миров, живое и неживое, не может существовать помимо твоей воли. О, Господь, Владыка Владык, ты являешься защитником тех, кто просит у тебя убежища. О, Величайший Мистик, о, убежище для всех напуганных, прошу, спаси и защити нас. Мы, полубоги, были побеждены демонами и поэтому были изгнаны из своего небесного царства. Лишённые своего положения, о, Владыка вселенной, мы теперь блуждаем по этой земной планете».