Организационные аспекты оказания помощи пострадавшим от сексуального насилия

Две общие формы оказания помощи пострадавшим от насилия — общественно-социальную и медицинскую — можно считать наиболее значимыми как в организационном, медицинском, так и в социально-правовом аспекте реабилитации. Работу организаций и центров, осуществляющих преимущественно общественно-социальную форму работы с пострадавшими.

Основной источник поступления материальных средств в центры социально-реабилитационной направленности — это внебюджетное финансирование.

Центры, осуществляющие работу с пострадавшими так же, как и другие негосударственные организации, строят свою деятельность исходя из источников и объемов финансирования. Львиная доля внебюджетных источников (это, как правило, гранты, выделяемые на конкретные исследования и пожертвования на выполнение отдельных видов реабилитационной деятельности) расходуется на оплату коммунальных услуг, аренды помещения, закупку аппаратуры, накладные расходы, зарплату сотрудников, получение нормативной и разрешительной документации.

Непосредственно на реабилитацию и профилактические мероприятия данными центрами тратится не более 10-15% поступающих средств.

Причем работа с пострадавшими в этом объеме занимает еще меньшую долю.

Часть средств идет на печать просветительской литературы, подготовку семинаров, обучение волонтеров.

Такая ситуация, несомненно, влияет на структуру негосударственного центра. При ограниченных или нерегулярных поступлениях финансовых средств материальная база часто представляет собой тесный офис с телефоном, загроможденный оргтехникой и тематической литературой, с приспособленным помещением для приема пострадавших, где также проводятся совещания работников центра, встречи с волонтерами.

Телефонное консультирование проводится в присутствии других сотрудников центра, информация о приходящих в центр часто оказывается несистематизированной, не соблюдается условие конфиденциальности бесед. Финансово обеспеченные центры занимают достаточно приспособленные помещения, имеют возможность привлечения квалифицированных специалистов, врачей различных специальностей и активно занимаются профилактикой насилия через проведение конференций, симпозиумов, печать и распространение соответствующей литературы.

Работа с пострадавшими преимущественно заключается в непосредственном консультировании, как правило, специалистом-психологом или волонтером из числа студентов или лиц, ранее переживших подобный опыт и прошедших реабилитацию. Существует и телефонная форма консультирования, когда пострадавшая может получить какие-либо предварительные рекомендации по преодолению психических последствий насилия, обращению в правоохранительные органы, поведению в ситуации насилия и т. д. При возникновении семейных конфликтов, связанных с домашним насилием или другой конфликтной ситуацией в семье пострадавших, они по возможности удаляются из семьи.

В данной ситуации негосударственные центры, как правило, активно сотрудничают с приютами для пострадавших от сексуального насилия, где жертвы укрываются на время разрешения конфликтной ситуации. В ряде центров основная работа строится на базе такого приюта, однако при этом в силу финансовых факторов (чаще внебюджетное финансирование распространяется на какую-нибудь одну сферу оказания помощи пострадавшим и не позволяет создать условия для комплексной помощи) и структурных особенностей (часто приюты не содержат медицинского блока) работа таких центров затрагивает лишь одну сторону конфликта.

Пожалуй, самым важным преимуществом является общественно-правовая и просветительская работа.

Она является в первую очередь попыткой влияния как на законодательные и исполнительные органы власти, так и на общественное сознание. Используя опыт работы с пострадавшими от насилия, социальный потенциал пострадавших или их родственников, отдельные статистические показатели, представители центров выходят с обращениями и материалами в органы законодательной и исполнительной власти регионов и федерального центра.

При этом активно задействуются СМИ, используются выступления в ток-шоу. Целью таких обращений является как улучшение в сфере прав пострадавших от насилия, так и получение разнообразных льгот для собственной организации. Откровенно слабым местом работы подобных организаций является то, что они, как правило, являются носителями отдельной идеологии или выполняют негосударственный социальный заказ.

Это проистекает из особенностей финансирования.

Средства поступают преимущественно из зарубежных организаций и фондов и ассигнуются на выполнение конкретных задач или исследований. В результате за комплексом мероприятий по психической реабилитации пострадавших может стоять узкая в социальном применении концепция.

Работа в подобных центрах может проводиться избирательно с пациентами, которые соответствуют идеологическим или социальным задачам центра.