Учимся любить и понимать детское тело

Учимся любить и понимать детское телоКогда речь заходит о знакомстве с телом в контексте разговора взрослого и ребенка, то невольно всплывают строгие ассоциации с такими темами, как «половое воспитание» и «гигиена подростка». Родители начинают неизменно фальшивить, и ребенок это чувствует; беседы о его развивающемся теле приобретают ореол какой-то стыдной таинственности. Очень важно любить ребенка искренне и целостно.

Рамки поведения и общий курс, несомненно, очень нужны. Но они должны лишь помогать новому человеку двигаться в правильном направлении, а не перекраивать его. В то же время важно помнить, что каждый детский пальчик нуждается в безусловной любви.

Когда ребенок вырастает, родители резко прекращают телесные контакты с ним — мол, большой уже! Но именно в школьном и подростковом возрасте эти неокрепшие юные люди, в выросших за одну ночь телах, больше всего нуждаются в ласке, нежности и объятиях. Детей учат собственным примером.

И когда родитель не любит свое тело и не уважает его, то как же тогда ребенку научиться любви, благодарности и уважению к себе?! Принимая малыша целиком с его организмом и эмоциями, мы автоматически принимаем и его «нехорошести». Каждую из них, вместо жестокого уничтожения, лучше внимательно рассмотреть и выслушать, помогая ребенку самому разобраться, откуда это взялось и почему так получается.

Учите подростка слышать и понимать свое тело! Отмечайте, как в моменты страха поднимаются его плечи и напрягается низ живота. Как от обиды немеет подбородок.

Как от радостного волнения теплеют и раскрываются ладони. Занимайтесь вместе спортом и следите, как реагирует ваше тело и тело ребенка на похожие нагрузки!

Призывайте чадо познавать себя и не стесняться делиться своими наблюдениями и открытиями. Нормальные, здоровые отношения с телом ребенка подразумевают не только очевидные гигиенические вопросы, но и повышенную внимательность к болезням и тому, что их, собственно, вызывает.

Когда больно или страшно — малыш плачет. Он еще не может быть прилежным учеником и достойным носителем своей фамилии — и мы принимаем все его реакции совершенно спокойно, как само собой разумеющееся. Когда он вырастает, то реакции на боль и обиду уходят глубоко внутрь, ведь они огорчают окружающих, причиняют неудобства другим людям, потому их так просто не разглядеть.

Но они остаются, и «взрыв» внутри подросшего ребенка получается не меньший, чем тот, что наблюдают родители неспособного контролировать себя младенца. В будущем эти взрывы выливаются в проблемы с желудочно-кишечным трактом (ребенок «не переваривает» что-то в отношениях с родителями), с легкими и бронхами (ребенок «задыхается» от атмосферы в семье) и так далее.

Своим телом дети лишь показывают свою реакцию на какую-то замолченную, игнорируемую, но крайне болезненную ситуацию. Ведь ребенку по наследству передаются семейные тайны, которые проявляются именно в виде недугов, часто хронических. Об этом в свое время писал Зигмунд Фрейд; это доказала авторитетный детский психоаналитик Франсуаза Дольто.

Для сильного духа, устойчивого к различным провокациям, способного адекватно ответить на стресс — требуется и сильное тело. Физическая культура так же важна, как и всякая культура в принципе. Это хорошо знали древние греки.

Такие простые вещи, как закаливание, режим сна, правильное питание, имеют самое прямое отношение к здоровой, полной любви и полноценной реализации жизни. Поэтому так важно не забывать и о физической стороне вопроса. Но при этом — в погоне за детскими рекордами — помнить об уникальной личности, ради которой все это делается.